Issues on implementation the register of emissions and transfer of pollutants in Kazakhstan, assessment methods of mercury and resistant organic emissions have discussed in Astana within a seminar “Pollutants and mercury emissions to the environment: definition methods, inventory and adding in State register of emissions and transfer of pollutants of the Republic of Kazakhstan”. The seminar has taken place on April 11, 2018 in Astana in «Grand Park Esil» hotel.

Seminar was organized by Information and analysis center of environmental protection, Program of development of the UN in Kazakhstan and Center “Assistance to Sustainable Development” with assistance of the Ministry of Energy of the Republic of Kazakhstan.

Since 2017 industrial enterprises of category I have to provide reports on pollutants emissions for adding in the register of emissions and transfer of pollutants (PRTR) available to wide public. The list of substances which are subject to the report includes 86 substances including resistant organic pollutants, mercury and other dangerous chemicals.

The seminar was held for increasing of interested parties capacity regarding the Pollutants report, PRTR implementation in Kazakhstan and also pilot testing of portal for online emissions reporting.

60 people have participated in the seminar including representatives of the Ministry of Energy of the Republic of Kazakhstan, Administration of natural resources and regulation of natural recourse users, Department of ecology, Department of public health, mining, power, oil processing, metallurgical, chemical enterprises and SPA from Astana, Akmola, Karaganda, East Kazakhstan, Kostanay and Almaty regions.

Within session on State register of emissions and transfer of pollutants maintaining in Kazakhstan it was considered requirements of the Republic of Kazakhstan legislation for maintaining of State register of emissions and transfer of pollutants in the Republic of Kazakhstan, also the current situation on ratification of PRTR Protocol in Kazakhstan. National manuals projects by assessment methods of emissions for key and priority sectors have been submitted to participants.

During software session for providing the report in State PRTR, participants work with portal developed by RSE on PVC “Information analitycal center” which makes automatic process of PRTR maintaining. Architecture of created portal assumes three basic elements: application server as the main kernel, database server as the main data storage, private office as an instrument of users interaction with PRTR portal. Participants have taken part in portal testing, could enter data in a pilot mode and also have developed a number of recommendations about system improvement of online reporting.

During emission assessment sessions of mercury and other heavy metals to the environment and emissions assessment of resistant organic pollutants to the environment, participants have considered international techniques of emissions assessment developed by UNEP and EMEP.

Suggestion and recommendations which were announced within the seminar will be considered during PRTR implementation in Kazakhstan and improvement of methodical providing in the field of emissions assessment.

Вопросы внедрения регистра выбросов и переноса загрязнителей в Казахстане, методы оценки эмиссий ртути и стойких органических веществ обсудили в Астане в рамках семинара «Эмиссии загрязняющих веществ и ртути в окружающую среду: методы определения, инвентаризация и включение в государственный регистр выбросов и переноса загрязнителей Республики Казахстан». Семинар прошел 11 апреля 2018 года в г.Астана в отеле «Гранд Парк Есиль».

Семинар организован Информационно-аналитическим центром охраны окружающей среды, Программой развития ООН в Казахстане и Центром «Содействие устойчивому развитию» при поддержке Министерства энергетики Республики Казахстан.

С 2017 года промышленные предприятия I категории должны предоставлять отчеты по эмиссиям загрязняющих веществ для включения в регистр выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ), доступный широкой общественности. В список веществ, подлежащих отчетности входит 86 веществ, в числе которых стойкие органические загрязнители, ртуть и другие опасные химические вещества.

Семинар проводился с целью повышения потенциала заинтересованных сторон в части отчетности по загрязняющим веществам, внедрения в Казахстане РВПЗ, а также пилотного тестирования портала для онлайн-отчетности по эмиссиям.

В семинаре приняли участие 60 человек, среди которых  представители Министерства энергетики РК, Управлений природных ресурсов и регулирования природопользователей, Департаментов экологии, Департаментов охраны общественного здоровья, предприятий горнодобывающей, энергетической, нефтеперерабатывающей, металлургической, химической отраслей и НПО из г.Астаны, Акмолинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Алматинской областей.

В рамках сессии по ведению государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей в Казахстане были рассмотрены требования законодательства РК по ведению государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей РК, текущая ситуация по ратификации Протокола о РВПЗ в Казахстане. Участникам были представлены Проекты национальных руководств по методам оценки эмиссий для ключевых и приоритетных секторов.

В ходе сессии по программному обеспечению для предоставления отчетности в государственный РВПЗ участникам представили портал,  разработанный РГП «ИАЦ ООС», который автоматизирует процесс ведения РВПЗ. Архитектура создаваемого портала предполагает три основных элемента: сервер приложений в качестве основного ядра, сервер базы данных в качестве основного хранилища данных, личный кабинет как инструмент взаимодействия пользователей с порталом РВПЗ. Участники приняли участие в тестировании портала, смогли в пилотном режиме ввести данные, необходимые для отчетности, а также выработали ряд рекомендаций по совершенствованию системы онлайн-отчетности.

Во время сессий по оценке эмиссии ртути и других тяжелых металлов в окружающую среду и оценке выбросов стойких органических загрязнителей в окружающую среду участники рассмотрели международные методики оценки эмиссий, разработанные ЮНЕП и ЕМЕП.

Предложения и рекомендации, прозвучавшие в рамках семинара, будут учтены при внедрении РВПЗ в Казахстане и совершенствовании методического обеспечения в области оценки эмиссий.

Скачать программу семинара

Скачать «Список участников 11.04.2018г.»

Скачать доклад  «Стойкие органические загрязнители (СОЗ): свойства и особенности регулирования»  (Мустафина В.)

Скачать доклад  «Методология по оценке переноса СОЗ в воздух, сточные воды и почву (на основе Руководства ЮНЕП)»  (Мустафина В.)

Скачать доклад  «Текущая ситуация по ратификации Протокола о РВПЗ в Казахстане»  (Балабаева А.)

Скачать доклад  «Методология определения и количественной оценки поступлений ртути в окружающую среду»  (Ким М.)

Скачать доклад  «Текущая ситуация по управлению ртутью. Положительные и отрицательные аспекты ратификации Минаматской Конвенция по ртути»  (Гор Н.)

Скачать доклад  «Методология ЕМЕП по оценке выбросов тяжелых металлов в окружающую среду»  (центр «Содействие устойчивому развитию»)

Скачать доклад  «Требования законодательства РК по ведению государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей»  (центр «Содействие устойчивому развитию»)

Скачать доклад  «Методы оценки эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду. Проекты национальных руководств по методам оценки для ключевых и приоритетных секторов»  (центр «Содействие устойчивому развитию»)

Скачать доклад «Перспективы развития информационной системы регистра выбросов и переноса загрязнителей» (Кондратенко М.)