МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

И

РГП «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

 

 

 

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПА ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И РВПЗ

 

 

 

1. Введение

 

Настоящая стратегия разработана в рамках совместного проекта РГП на ПХВ «ИАЦ ООС» МЭ РК и ЮНИТАР «Глобальный проект по реализации Регистра выбросов и переноса загрязнителей в качестве инструмента для отчетности Стойких органических загрязнителей, распространение и повышение осведомленности для Республики Казахстан» (далее – Проект).

Настоящий документ представляет собойНациональную стратегию распространения информации об окружающей среде и данных РВПЗ (далее – Стратегия). Стратегия разработана с целью проведения эффективной кампании по повышению осведомленности о РВПЗ, применяя современные и актуальные средства распространения экологической информации, включая данные РВПЗ, полученные от компаний.

Конституционным правом граждан Республики Казахстан является получение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды, степени ее загрязнения, принимаемых мерах по ее охране и оздоровлению.Эффективная защита конституционного права на благоприятную окружающую среду невозможна без соответствующего информационного обеспечения общественности качественной экологической информацией.

В 2000 году Казахстан ратифицировал Конвенцию о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция, Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 г. № 92-II).Основной целью Конвенции является гарантия Сторон прав на доступ к информации, участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Одним из инструментов обеспечения защиты права на благоприятную окружающую среду в международной практике являются Регистры выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ).

21 мая 2003 года был принят Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской Конвенции. 8 октября 2009 года Протокол РВПЗ вступилв силу и стал первым международным соглашением, которое гарантирует общественности право на доступ к экологической информации.

На сегодняшний день в законодательную базу Казахстана в области охраны окружающей среды внесены поправки, где определены принципы (Статья 160 Экологического кодекса Республики Казахстан) и требования к ведению Государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей (ГРВПЗ), порядок и объем предоставления экологической информации природопользователями (Правила ведения Государственного регистра выбросов и переносазагрязнителей, утвержденные приказом и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 10 июня 2016 года № 241).

В Казахстане проводятся внутригосударственные процедуры по ратификации Протокола РВПЗ. Ратификация Протокола о РВПЗ включена в перспективный план заключения международных договоров Республики Казахстан на 2018-2019 годы.

Текст Протокола согласован с заинтересованным центральными государственным органами, аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства и Национальной палатой предпринимателей РК. Получены положительные заключения научно-правовой,  научно-лингвистической и юридической экспертиз.Получено положительное заключение Министерства иностранных делРК о соответствии положений Протокола о РВПЗ, участницей которогонамеревается стать Республика Казахстан.

В настоящее время Министерством энергетики РК осуществляется работа по подготовке проектапостановления Правительства РК по ратификации Протокола, который будет направлен на согласование в заинтересованные государственные органы и аккредитованные организации согласно процедурам законодательства РК.

Основная цель РВПЗ – обеспечение доступа общественности к информации о выбросах и переносе загрязнителей и отходов, снижениеи предотвращениедеградации окружающей среды от загрязнения.

РВПЗ представляет собой национальную или региональную базу экологических данных или опись потенциально опасных химических веществ и (или) загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, воду или почву и транспортируемых с территории предприятий для обработки и утилизации.

Создание базы данныхРВПЗ, стимулирует предотвращение загрязнения, так как результаты РВПЗ помогают точно определить первоочередных кандидатов на внедрение технологий более чистого производства, которые станут эффективным капиталовложением для наиболее загрязняющих окружающую среду предприятий.

Польза РВПЗ для общества заключается в гарантированном информационном обеспечении права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Общественность может использовать данные РВПЗ для ознакомления с экологической ситуацией в конкретных населенных пунктах и для оценки экологической деятельности предприятий, секторов экономики или государственных органов. Используя данные регистра, представители потенциально затрагиваемых сообществ могут задавать вопросы об экологическом благополучии или рисках для здоровья, тем самым мотивируя предприятие улучшать экологические показатели.

Реализация настоящей Стратегии будет способствовать информированию общественности о внедрении в Казахстане РВПЗ и вовлечению общественности в процесс достижения целей РВПЗ.

 

2.Анализ среды по обеспечениюдоступа к информации по РВПЗ

 

Для эффективности проведения информационной кампаниипо осведомлению о внедрении РВПЗ и обеспечению доступа общественности к экологической информации и РВПЗ, необходимо четко понимать специфику целевой аудитории, ееожидания и потребности.

Ключевой целевой аудиторией проведения информационно-разъяснительной кампании по РВПЗ является активное население Казахстана. По данным Комитета по статистикеМинистерства национальной экономики Республики Казахстан за 2015 год экономически активное население (в возрасте 15 лет и старше) составляет 9 074,9 тыс. чел., экономически неактивное население составляет 3 680,1 тыс. чел. (таблица 1).

Таблица 1 – Экономическая активность населения Республики Казахстан, 2015 год

 

Наименование 2013 год 2014 год 2015 год
Экономически активное население, тыс. человек 9 041,3 8 962,0 9 074,9
Уровень экономической активности, в процентах 71,7 70,7 71,1
Занятое население, тыс. человек 8 570,6 8 510,1 8 623,8
Уровень занятости, в процентах к:
населению в возрасте 15лет и старше 68,0 67,1 67,6
экономически активному населению 94,8 95,0 95,0
Наемные работники, тыс. человек 5 949,7 6 109,7 6 294,9
доля в численности занятого населения, в процентах 69,4 71,8 73,0
Самостоятельно занятые работники, тыс. человек 2 621,0 2 400,4 2 328,9
доля в численности занятого  населения, в процентах 30,6 28,2 27,0
Безработное население, тыс.человек 470,7 451,9 451,1
Уровень безработицы, в процентах 5,2 5 5,0
Экономически неактивное население, тыс. человек 3 569,4 3 715,9 3 680,1
Уровень экономической неактивности, в процентах 28,3 29,3 28,9

Источник: Комитет статистики Министерства национальной экономики РК – www.stat.gov.

 

Основными источниками получения информации в области окружающей среды служат телевидение, радио, интернет, печатные издания, семейные обсуждения, а также беседы с родственниками и друзьями.

По данным Министерства информации и коммуникации Республики Казахстан, на текущий момент 100% территория Казахстана покрыта телевещанием (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Покрытие территории Казахстана телевещанием

Источник: Министерства информации и коммуникации Республики Казахстан

 

Интернет, радио и социальные сети как средство получения более популярны среди городского населения, тогда как телевидение и газеты более привлекательны для сельского населения. Неактивное использование интернета жителями сельской местности связано либо с его отсутствиемв  сельской местности, либо высокими ценами на интернет-услуги для сельских жителей.

Процент населения, использующего смартфоны и мобильное приложение, стремительно растет. В результате, социальные сети непрерывно расширяют свою функцию агрегатора – сборщика различной информации. По степени популярности экономически активное население Казахстана использует информацию из сетей «Facebook», «Instagram», «YouTube» и т.д.Учитывая специфику РВПЗ, информирование о РВПЗ в рамках Стратегии будет осуществляться через социальные сети «Facebook», «ВКонтакте» и «Twitter».

Социальные сети – это самое популярное средство коммуникации, которое в будущем имеет возможность обогнать общение в реальном режиме времени и является эффективным инструментом информирования населения.

Таким образом, доминирующими каналами коммуникации для населенияможно определить телевидение и интернет, включая смартфоны и компьютеры. Официальный и информационный портал проекта будут транслироваться через интернет и национальным каналам. Информационные страницы проекта будут созданы на сетевых порталах.

Также отдельной группой можно выделить неправительственные и общественные организации Республики Казахстан, которые занимаются вопросами охраны окружающей среды, в том числе Орхусские центры Республики Казахстан.

Эффективными средствами коммуникаций с неправительственным сектором будут выступления на семинарах, конференциях, рассылки по электронной почте, публикации статей в специализированной литературе, приглашение в социальные сети и информационный портал проекта.

Активное вовлечение данной категории позволит повысить эффективность информационной кампании.

В реализацию Стратегии будут также вовлечены промышленные предприятия и государственные органы с целью повышения их потенциала по РВПЗ и продвижения открытости и доступности экологической информации и данных РВПЗ для широкой общественности. Вовлечение промышленности и государственных органов будет осуществляться путем проведения семинаров, размещением информации на сайте, посвященном РВПЗ, электронной рассылкой, публикацией статей в специализированной литературе, информирования через социальные сети.

Таким образом, в Стратегии будут охвачены все заинтересованные стороны: население, неправительственный сектор, государственные органы и промышленность Казахстана. Данный подход позволит достигнуть ощутимых результатов по обеспечению доступа общественности к данным РВПЗ.

 

3.Обеспечение доступа к информации по РВПЗ

 

Для обеспечения доступа общественности к экологической информации и РВПЗбудут использованы следующие формы предоставления информации:

  • размещение экологической информации и новостей о РВПЗна веб-портале РВПЗ (http://prtr.ecogosfond.kz/), размещенного на домене РГП на ПХВ «ИАЦ ООС» МЭ РК;
  • создание аккаунтов в социальных сетях «Facebook», «ВКонтакте» и «Twitter», постоянная актуализации информации в социальных сетях;
  • освещение экологических вопросов на телевидении, радио, в газетах (выступление на телеканалеAtamekenBusinessChannel,публикации в республиканских газетах«Казахстанская правда», «Егемен Казахстан», «Экология Казахстана»);
  • подготовка информационных материалов, статей для опубликования в научно-популярных изданиях, журналах(корпоративные издания природопользователей);
  • публикации в ежемесячной газете «Экология Казахстана»;
  • регулярная рассылка экологических новостей и актуальной информации представителям бизнеса, НПО, общественных организаций и СМИчерез информационные письма и пресс – релизы;
  • регулярная рассылка информации через департаменты экологии (для природопользователей) и аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства;
  • работа с пресс службами природопользователей;
  • проведение опроса среди заинтересованных сторон для оценки эффективности проводимой кампании;
  • информирование населения в рамках других международных проектов по «зеленой» экономике;
  • выпуск презентационных материалов, брошюр по вопросам РВПЗ;
  • размещение на сайте РВПЗ руководств, памяток, рекомендаций, касающихся обеспечения доступа общественности к правосудию по вопросам окружающей среды.

Указанные мероприятия, их сроки и форма завершения включены в план мероприятий по реализации настоящей Стратегии (раздел 6).

 

 4.Участие общественности в процессе принятия решений

Обеспечение участия общественности в процессе принятия решений путем:

  • рассылка информации о подготовке проектов нормативных актов, программ и планов по электронной почте;
  • размещения проектов нормативных актов, программ и планов для обсуждения на сайтеРВПЗ(http://prtr.ecogosfond.kz/) и веб-портале, разработанном ЮНИТАР (http://unitar.org) ;
  • регулярной рассылки представителям бизнеса, общественных организаций, государственных органов информации о семинарах, конференциях, подготовке нормативных актов, программ и планов в области охраны окружающей среды.

 

5.Ожидаемые результаты

Реализация настоящей Стратегии будет способствовать:

– повышение осведомленности и знания (понимания) населения и других заинтересованных сторон о РВПЗ;

– вовлечению общественности в процесс достижения целей РВПЗ;

-формированию общественного экологического сознания и общественного мнения в вопросах охраны окружающей среды;

– оказанию помощи и обеспечении ориентации общественности в получении доступа к информациипо РВПЗ, в облегчении ее участия в процессе принятия решений и в доступек правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;

– информированности населения об экологических проблемах;

– повышению качества принимаемых решений в области охраны окружающей среды и природопользования;

– стимулированию природопользователей к внедрению «зеленых» технологий.

Для оценки эффективности Стратегии устанавливаются следующие количественные показатели:

– число опубликованных информационных пресс- релизов – не менее 42;

– создание официальной страницы проекта в социальной сети – не менее 3 социальных сетей;

– публикации о реализации проекта в газете «Экология Казахстана» – не менее 7 статей;

– интервью Национального координатора проекта на телеканале – не менее 3;

– выпуск информационных бюллетеней в электронном формате – не менее 4;

– проведение семинаров для заинтересованных сторон – не менее 7;

– выступления на конференциях, семинарах, Круглых столах – не менее 6;

– выступления и лекции в ВУЗах – не менее 4;

– опубликованные статьи по РВПЗ в республиканских изданиях, специализированных газетах, журналах природопользователей – не менее 15;

– опросы заинтересованных сторон для оценки эффективности проводимой кампании – не менее 2000 опросов;

– количество НПО, вовлечённых в проведение информационной кампании – не менее 5;

– охват пользователей на сайте и в социальных сетях – не менее 500 человек;

– количество распечатанных брошюр о проекте и РВПЗ – не менее 300 брошюр;

– выпуск на радио – не менее 2.

 

6.План работы по реализации Стратегии

 

Для эффективной реализации Стратегии необходима реализация мероприятий, указанных в таблице 2.

Данный план детально описывает мероприятия по обеспечению доступа общественности к экологической информации и РВПЗ, сроки их реализациии форму завершения.

Сроки реализации Стратегии: июль 2017 г. – февраль 2019 г.

Таблица 2 – План работы в рамках реализации Стратегии

 

Мероприятие Срок Индикаторы Форма завершения/ Ожидаемые результаты
1 Проведение рабочего совещания по разработке национальной стратегии доступа общественности к  РВПЗ 28 июня 2017 года 1 совещание Предложения к проекту стратегии
2 Согласование стратегии с КУП и ЮНИТАР (отработка замечаний и предложений при наличии) Октябрь 2017 года Согласованная стратегия КУП и ЮНИТАР
Информационное пространство
3 Подготовка информационных пресс- релизов для размещения на официальных сайтах Министерства энергетики, РГП «ИАЦ ООС».
1. Подготовка проекта пресс – релиза;
2. Размещение на официальных интернет ресурсах;
3. Рассылка пресс – релиза представителям НПО, МЭ и природопользователям.
В течение всех проводимых мероприятий. 2017 год – 10 пресс-релизов;
2018 год – 25 пресс-релизов;
2019 год – 7 пресс-релизов
Пресс – релиз, освещение потенциальной аудитории о проводимой работе, планируемых мероприятиях по внедрению РВПЗ. Распространение пресс- релизов посредством страниц в социальных сетях РГП «ИАЦ», а также привлечение к распространению информации страниц экологических НПО.
4 Создание официальной страницы проекта в социальной сети фейсбук (администратор страницы – РГП «ИАЦ ООС»).
1.Ведение и постоянное обновление информации о ходе реализации проекта.
2.Привлечение на страницу представителей ВУЗов, НПО, государственных органов, организаций.
Июль, 2017
На постоянной основе увеличивать количество подписчиков (представители НПО, ВУЗов, экспертов, международных организаций, государственных органов, научно-академической аудитории и т.д.)
Действующая страница с актуализированной информацией Страница в фейсбук, увеличение количества подписчиков для учета мнений, распространения экологической информации.
https://www.facebook.com/groups/809971802498092/?fref=nf
5 Размещение баннера официального сайта РВПЗ на сайтах областных и городских акиматов, МЭ РК
1. Подготовка проектов писем для рассылки акиматам областей и городов республиканского значения (Алматы, Астана) для рассмотрения, МЭ РК возможности  размещения баннера.
4 квартал 2017  – 1 квартал 2018г
(Октябрь, 2017 г. – Март 2018 г.)
Количество размещенных баннеров – не менее 7. Размещение баннера на сайтах акиматов. Повышения количества осведомленной аудитории, а также потенциальных участников РВПЗ.
Печатные издания
6 Публикации о реализации проекта в каждом номере газеты «Экология Казахстана»
1.Подготовка статьи в газете с учетом всех последних и планируемых изменений в законодательстве, о проведенных и планируемых мероприятиях по внедрению РВПЗ, разъяснений о необходимости внедрения РВПЗ и о его пользе.
2.Согласование проекта статьи с курирующим проекта Департаментом МЭ РК .
3.Публикация статьи в газете
Каждые 3 месяца с сентября 2017 года тираж 1000 экз. 2017 год – 2 статьи
2018 год – 4 статьи
2019 год – 1 статья
Статьи в газете (на государственном и русском языках). Повышение осведомленности и знания (понимания) населения о полезности внедрения РВПЗ.
7 Публикации в республиканской газете «Егемен Қазақстан» на государственном языке о РВПЗ и реализуемом проекте Каждые 6 месяцев с 2017 года /тираж 100 000 экз Количество публикаций – 3 Статья в газете Повышение осведомленности и знания (понимания) населения о полезности внедрения РВПЗ.
8 Публикации в республиканской газете «Казахстанская правда» на русском языке о РВПЗ и реализуемом проекте Каждые 6 месяцев с 2017 года/тираж 100 000 экз. Количество публикаций – 3 Статья в газете Повышение осведомленности и знания (понимания) населения о полезности внедрения РВПЗ
Медиа
9 Организация интервью Национального координатора проекта на канале “AtamekenBusinessChannel”
1. Отработка с представителем канала даты и времени выпуска.
2. Согласование тематики и даты с Национальным координатором Проекта.
3. Распространение информации о предстоящем выпуске НПО, международным организациям и государственным органам.
4. Дублирование записи программы в социальных сетях и сайтах РГП «ИАЦ ООС», Министерства энергетики РК.
Апрель, 2018 г Количество интервью – 2:
2018 год – 1 интервью,
2019 год – 1 интервью
Интервью на телеканале.
10 Оповещение эффективности внедрения РВПЗ Раз в год с января 2018 года Количество -2 Выпуск на радио
Информационные брошюры
12 Выпуск информационных бюллетеней (электронный формат) о внедрении РВПЗ в Казахстане
1.Определение целевой аудитории для распространения информационных бюллетеней
2.Разработка дизайна бюллетеней в доступном изложении для населения
3.Рассылка информационных бюллетеней факультетам экологии, международным организациям, научно- исследовательским институтам.
Март, 2018
Октябрь, 2018
Количество бюллетеней – 2 (эл. вариант) Рассылка бизнес сообществу, НПО, ВУЗам, СМИ, дополнительный инструмент для повышения осведомленности и совершенствования знаний по РВПЗ.
13 Подготовка экологических новостей и актуальной информации по РВПЗ
1.Сбор и анализ экологической информации по РВПЗ
2.Формирование информации
3.Размещение информации в социальных сетях и рассылка информации
На постоянной основе 2017 год -7 новостей
2018 год – 15 новостей
2019 год -3 новости
Рассылка представителям, бизнеса, НПО, общественных организаций и СМИ;
Рассылка информации через департаменты экологии (для природопользователей) и аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства;
Повышение количества осведомленности потенциальных участников РВПЗ,
14 Работа с пресс службами природопользователей
1.Сбор информации о природопользователей (потенциальных участников РВПЗ)
2.Подготовка перечня природопользователей (участников РВПЗ)
3.Рассылка информации по РВПЗ пресс службам природопользователей
На постоянной основе Повышение потенциала природопользователей:
– о принятых и планируемых законодательных актах;
– об их обязательствах в рамках законодательства;
– о возможности их участия в мероприятиях по РВПЗ:
– о возможности представления предложений и рекомендации по РВПЗ.
15 Сотрудничество другими международными проектами по «зеленой» экономике. По мере необходимости Увеличение количество информированного населения
16 Вовлечение НПО в проведении  информационной кампании и распространение брошюр, информационных материалов через их социальные сети На постоянной основе 10 публикаций на сайтах и социальных сетях НПО Увеличение охвата заинтересованных сторон, повышение осведомленности общественности
Семинары, конференции
17 Обучение представителей государственных органов, промышленных предприятий, НПО, СМИ вопросам РВПЗ Октябрь-ноябрь 2017 г.
Февраль – март 2018 г.
6 семинаров Отчеты о семинарах/Повышение потенциала по реализации РВПЗ в Казахстане
18 Выступление на конференции в рамках международной выставки EcoTech 2018 Апрель 2018 г 1 выступление Отчеты о мероприятиях, программы выступлений, списки участников/Повышение потенциала по реализации РВПЗ в Казахстане
19 Выступления и лекции в ВУЗах Раз в 6 месяцев с октября 2018 г. 2017 год – 1 выступление
2018 год – 2 выступления
2019 год – 1 выступление
Отчеты о мероприятиях, программы выступлений, списки участников. /Повышение потенциала по реализации РВПЗ в Казахстане

Leave a Reply

Your email address will not be published.