Для многих жителей нашей страны не знаком термин РПВЗ. Что он означает и какова польза от его создания? Какую информацию должны предоставлять промышленные предприятия для РВПЗ? Кто курирует его работу?

Мы подготовили для вас серию информационных блоков, которые расскажут об истории возникновения данного термина, мировой практике и предпринимаемых Казахстаном шагах в создании Регистра.

Впервые идея создания Регистра выбросов и переноса загрязнителей возникла в Соединенных Штатах после трагической аварии в Индии.

Это самая крупная катастрофа за все время развития химической промышленности. Тридцать лет назад, в ночь на 2 декабря 1984 года, на заводе по производству пестицидов в индийском городе Бхопал произошла страшная техногенная катастрофа. Причина катастрофы до сегодняшнего дня официально не установлена. В результате реакции с 42 тоннами метилового эфира изоциановой кислоты температура и давление поднялись настолько, что в воздух начало выходить огромное количество газа с содержанием метилового эфира, фосгена, цианистого водорода и других химикатов.

Несильный ветер со скоростью 5 км/час понес вырвавшиеся из резервуара пары. Из-за прохладной погоды облако паров стелилось по земле. В результате смертоносное облако толщиной до 5 метров накрыло городские районы площадью 40 кв. км.

Местные жители просыпались от чувства жара в горле и глазах. В итоге лишь в первые часы и дни погибло около 4000 человек.

В результате этой катастрофы пострадали не только люди. Был нанесен невосполнимый урон окружающей природе. Поля и дороги были усыпаны погибшими животными, не выстояли даже великаны-буйволы. Токсичным газом был полностью уничтожен урожай в радиусе 167 км. Долгое время пораженная земля оставалась бесплодной.

Вскоре после этого Конгресс Соединенных Штатов одобрил Закон о планировании действий в чрезвычайных ситуациях и праве населения на информацию, предусматривающий создание регистра, названного Кадастром токсичных выбросов (КТВ), позволяющего отслеживать выбросы более 600 видов химических веществ в атмосферу, воду, землю и перенос за пределы участков. Другие страны, включая Австралию и Канаду, последовали этому примеру и разработали национальные системы РВПЗ.

Благодаря кадастру токсичных выбросов общественность получила доступ к ранее не представлявшейся информации о выбросах загрязняющих веществ. Наряду с этим его создание явилось мощным стимулом для представляющих отчетность объектов принять добровольные меры в целях сокращения выбросов загрязнителей.

РВПЗ не предусматривает прямого регулирования выбросов, оказания давление на компании, стремящиеся избежать репутации крупных загрязнителей. РВПЗ стимулирует компании к осуществлению инвестиций в производство для сокращения выбросов.

Одной из главных характеристик РВПЗ является доступ общественности к информации, которая оказывает реальное влияние на предотвращение и сокращение загрязнения окружающей среды.

В 1993 году государства – члены ОЭСР и Организация Объединенных Наций предоставили Генеральному секретарю ОЭСР мандат на подготовку руководства для национальных правительств, заинтересованных в создании регистра выбросов и переноса загрязнителей. Данное руководство было опубликовано в 1996 году.

В рамках ОЭСР была создана целевая группа для рассмотрения наиболее сложных аспектов создания систем РВПЗ.

ОЭСР провела эту работу в соответствии с рекомендацией ЮНСЕД, в рамках Межорганизационной программы по безопасному обращению с химическими веществами.

Разработка и создание национальной системы РВПЗ позволяет правительствам отслеживать образование и выбросы загрязняющих веществ, а также последующую эволюцию различных загрязняющих веществ во времени. После проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию в других странах также были созданы национальные системы РВПЗ.